Поиск
  • lifeplusryb

РЕБЕНОК АКТИВНЫЙ И ГИПЕРАКТИВНЫЙ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультом телевизора - вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.



Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.


Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, на детской площадке, в кукольном театре, в автобусе - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - нет.


Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями. Это НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬ и ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.


Понятие "НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ" в данном случае складывается из следующих признаков:


👉 Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (дома, детском саду).


👉 Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.


👉 Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца.


👉 Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).


👉 Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.


👉 Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.


👉 Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.


👉 Ребенок постоянно все забывает.


Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.


Понятие "ГИПЕРАКТИВНОСТЬ" включает в себя следующие признаки:


👉 Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.


👉 Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит и т. п.


👉 Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.


👉 Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.


👉 Ребенок всегда нацелен на движение.


👉 Часто бывает болтливым.


Понятие "ИМПУЛЬСИВНОСТЬ" включает в себя следующие признаки:


👉 Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.


👉 Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.


👉 Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.


Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.


По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью встречается почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированы, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается "вечный двигатель", как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.


Наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.


Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего гиперактивный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.


Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь ("на нем все горит"), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом.


Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Гиперактивный школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд "неуспевающих", он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, "не берут в игру". Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка - характерные эмоции при СДВГ - получают дополнительный стимул.


Но случается и совсем противоположное - гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет.


Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых.


Только волевыми усилиями со стороны взрослых эту проблему не решить, гиперактивному ребенку нужна помощь специалистов (медиков, психологов, педагогов).


Но в помощи нуждается не только гиперактивный ребенок, но и члены его семьи, родители не всегда знают, как организовать взаимодействие со своим ребенком с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей: организовать пространство, режим дня, предъявлять требования и контролировать их выполнение, как сохранить доверие ребенка, какие спортивные секции можно посещать ребенку и многое другое. ВО МНОГОМ ОТ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ЖЕЛАНИЯ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗАВИСИТ УСПЕХ АДАПТАЦИИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ.


Психолог Центра "Жизнь плюс" И.В. Мельникова



Просмотров: 0

пн – пт   по записи
суббота   по записи
воскресенье   выходной

политика конфиденциальности

ул. Пассажирская, 1, Рыбинск, 152935, Россия
lifeplus.ryb@gmail.com
Телефон: +7 (910) 973-00-23

Skype: lifeplus.ryb

  • Instagram - серый круг
  • Vkontakte - серый круг
  • Facebook - серый круг
  • YouTube - серый круг
  • Odnoklassniki - серый круг

© 2020 ООО "Жизнь плюс"

Психологическая помощь. Психолог онлайн. Консультация психолога