Поиск
  • lifeplusryb

"Режиссер"-невидимка

«Катя, ты — Цель! Займи свое место в поле», — дает задание ведущая психотренинга Радмила. Катя, походив по комнате, останавливается в двух шагах от Страха и прямо напротив заместителя главной героини расстановки — Ирины, которая обратилась в Центр психологической помощи «Жизнь плюс».


Со стороны все это выглядит странновато, однако метод расстановки, уверяют психологи, способен выявить глубинную причину многих наших проблем



Отправляясь на расстановку, я понятия не имела, что это за метод и для чего он нужен. Перед дверью офиса Центра, ожидания крутились вокруг кабинетика с приглушенным светом, мягким диванчиком, с которого клиент полулёжа вещает о своих невзгодах, и китайским мини-фонтанчиком, журчащим где-нибудь в глубине помещения, — для пущего расслабления. Однако ни того, ни другого, ни третьего здесь не оказалось. Зато обнаружилась практически пустая комната (если не считать нескольких стульев по кругу) и вместо одного «врачевателя души» — пять-шесть человек, которые в этот вечер отложили свои дела, чтобы принять участие в расстановке и помочь тем самым Ирине решить ее проблему. И я в их числе.


В чем смысл этой методики? Берт Хеллингер, разработчик приема расстановки, и его последователи утверждают, что между внутренним миром отдельного человека и переживаниями незнакомых ему людей существует прямая связь. Порой мы, испытывая те или иные чувства, искренне не понимаем их природы. Обычно люди пытаются найти какие-либо внешние причины, чтобы объяснить их. Но в глубине души все равно остается неясное чувство, что что-то здесь не так. Расстановка как раз и помогает обнаружить эти тайные связи, увидеть то, что неосознанно скрывалось, и признать факты, на которые долгое время по разным причинам нельзя было открыто посмотреть, причем совершенно неожиданным способом.


Ирина обратилась к психологам, чтобы покончить с комплексом, который преследует ее уже много лет, — паническим страхом публичных выступлений. Она — состоявшаяся личность, мама, занимает руководящую должность на работе, умеет добиваться своей цели, однако как только возникает необходимость «толкнуть речь» — пиши пропало, откровенно говорит женщина. И не важно, доклад это на службе, объявление на родительском собрании или тост на корпоративе. Признаться, я почему-то ожидала, что задачка будет позаковыристее, и уж было приготовилась зевать под аккомпанемент лекции по риторике. Но…


Все, что происходило дальше, очень трудно описывать словами. Если уж очень приблизительно: это напоминало смесь авангардных театральных опытов, мистического сеанса и группового тренинга. Ведущая расстановки психолог Радмила Еременко для начала попросила Ирину выбрать из числа присутствующих своего заместителя, потом — свой Страх, Цель, к которым добавились еще несколько реальных (Мать) и абстрактных фигур (мне довелось быть Тайной). В роли заместителя может выступать любой человек, здесь не нужны никакие специальные знания и навыки. От нас требовалось только настроиться на волну интуиции и озвучивать возникающие эмоции и ощущения.


И вот мы перемещаемся по комнате в поиске «своего», комфортного места, взаимодействуем друг с другом, вступаем в диалоги, рассказываем вслух о своем состоянии, возникающих чувствах, эмоциях и даже физических ощущениях. Страх, например, глядя на свою «хозяйку», сначала истерически смеялся, а спустя какое-то время уже у нее самой (то есть у заместителя Ирины) наворачивались слезы, когда она просила его не мешать продвигаться к Цели. Во всей этой мелодраматической, как могло бы показаться невнимательному участнику, истории не было режиссера, выстраивающего мизансцену и прописывающего характеры. И это самое удивительное. «Не пытайтесь представлять, «как это могло бы быть», это только мешает. Доверьтесь своей интуиции, прислушайтесь к себе», — наставляла Радмила.


По Хеллингеру, в расстановке срабатывает механизм заместительского восприятия: человек, попадая в некое информационное поле, заряженное эмоциями клиента, начинает чувствовать то, что и его прототип. Это могут быть как эмоции (гнев, радость), так и физические ощущения, а также целые образы и картины («мне напоминает это мать и ребенка»). При этом заместительское восприятие возникает даже при полном отсутствии информации о замещаемом герое. «Поэтому расстановка для одного и того же клиента, пусть и с разными участниками, — уверяет нас психолог, — будет повторяться аналогичным образом». И чтобы подтвердить свои слова, Радмила вновь обращается к нам.


«Вот вам еще одна короткая расстановка. Ты — Сергей, займи свое место. Ты Лена — его жена, ты его мать, сестра…», — и так далее, плюс выбираются еще две фигуры, которые пока не называются. «Сергей» неожиданно для всех начинает раскачиваться и в конце концов садится на пол, его «жена» тоже располагается на полу, правда, к нему спиной. «Мать» — рядом с ними, причем говорит, что хочет поднять «сына», ей кажется неестественным такое его положение. Фигура «икс» вроде бы чувствует какую-то связь с «Сергеем» и его «сестрой», но теряется в догадках, кто же тогда она — ведь «мать» уже есть. Фигуре «игрек» некомфортно, что вся «семья» сидит к ней спиной, ей хочется, чтобы все встали и повернулись лицом. Что из этого следует? Ведущая расстановки признается: это реальная семья, где мужчина (Сергей) несколько лет назад погиб, вот почему его заместителя сразу потянуло вниз, «к земле». Расстановка показала, что члены семьи еще не смирились с потерей и хотят вернуть его. Самое интересное в этой «задаче» — неизвестные. «Икс», получается, символически замещал ту сторону бытия, некий зов предков, ушедшего еще ранее отца героя; «игрек» — жизнь.


Мы, по крайней мере, я и Ирина (это было видно по ней), пребываем в легком шоке после такого «спиритического сеанса». Видя нашу реакцию, Радмила спешит все объяснить: несмотря на то, что у практики расстановок усматривается некий мистический ореол, никакого колдовства здесь нет. Психолог указывает на то, что все-таки «режиссер» в расстановках есть, только не совсем привычный: «Существует некое информационное поле, откуда мы, даже не осознавая этого, черпаем информацию о людях, в том числе совершенно незнакомых. Хеллингер говорил и о памяти семьи, которая связывает представителей различных поколений рода. Через заместителей поле расстановки позволяет увидеть и получить решение множества проблем, в частности, может дать понять, что является причиной тревог, переживаний, страхов, одиночества, семейных конфликтов, сложностей в работе, привычек, неуверенности в себе и многих других. Этот феномен до конца не объяснен наукой, но активно изучается учеными, причем не столько психологами, сколько нейробиологами. Но мы уже давно привыкли к тому, что не все феномены психики объяснены наукой. Это можно сравнить с электричеством: мы его не видим, тем не менее, оно работает, мы его используем в своей жизни».


А что же с Ириной? Ее расстановка показала то, что Страх — вовсе не враг для нее, с ним не стоит бороться, его нужно принять и научиться жить с ним и использовать себе во благо. Как? А это уже совсем другая история, ну или новая расстановка…


Автор: Ольга Гржибовская, газета "Рыбинские известия" от 24.08.2011

Просмотров: 2

пн – пт   по записи
суббота   по записи
воскресенье   выходной

политика конфиденциальности

ул. Пассажирская, 1, Рыбинск, 152935, Россия
lifeplus.ryb@gmail.com
Телефон: +7 (910) 973-00-23

Skype: lifeplus.ryb

  • Instagram - серый круг
  • Vkontakte - серый круг
  • Facebook - серый круг
  • YouTube - серый круг
  • Odnoklassniki - серый круг

© 2020 ООО "Жизнь плюс"

Психологическая помощь. Психолог онлайн. Консультация психолога